«Молодежные клубы на приходах: проблемы, задачи, решения.»

sk4sXCa8kUs1Беседа с руководителем молодежного отдела Кемеровской епархии, протоиереем Сергием Семиковым.

 

 

— Отец Сергий, я знаю, что вы от всей души ратуете за то, чтобы молодежная жизнь на приходах кипела: чтоб там образовывались какие-то клубы, отделы, команды активистов. Это ваша личная инициатива? Почему развитие молодежного движения, на ваш взгляд, необходимо и что из этого всего должно получиться?

— Конечно, это не моя личная инициатива. Просто, она мне, по-человечески, нравится, кажется обоснованной, нужной, необходимой, востребованной. Но сама инициатива исходит от Патриарха Русской Православной Церкви и закреплена особенными, неоднократными решениями Священного Синода. Инициатива эта продвигается в жизнь синодальным отделом по делам молодежи, владыкой Игнатием и всей его командой. Соответственно, в епархиях мы как руководители епархиальных молодежных отделов, естественно, поддерживаем эти решения и пытаемся воплотить в жизнь то, на что благословляет нас наше священноначалие.
Сергей  Семиков
— И теперь, более подробно. Как вы себе представляете развитие молодежного движения, так скажем, на местах, и как именно вы себе это представляете и почему это важно?

— Церковь состоит из приходских общин. В первую очередь жизнь этих многочисленных общин вдохновляется верой в Господа Иисуса Христа и объединяется вокруг живого общения с Богом. Это общение должно воплощаться и в каких-то реальных делах человека, жизнь любой общины должна быть органична и разнопланова. Один из вопросов, на который община, в том числе, должна дать ответ: «Как человеку, который крестился, стать христианином?». Должны ли мы, как священнослужители, удовлетвориться тем, что человек пришел на службу, постоял и ушел? Или, кроме этого должно быть что-то еще? Если мы обратим свой взгляд на историю церкви, то мы увидим, что церковь являлась неотъемлемой частью активной общественной жизни людей, общества в целом. И брала на себя различные функции служения людям. Например, еще в апостольские времена был институт дьяконства, который занимался социальным служением: кормил голодных, помогал бедным, заботился о малоимущих. Была такая социальная служба в церкви – дьякония.

— То есть, велосипед никто не предлагает изобретать, необходимо просто вернуться к истокам, с учетом того, что на дворе – 21 век?

— Конечно. На протяжении всей истории церкви мы видим, что возникали огромные количества братств, сестричеств. Это такие церковные организации, которые состоят, целиком и полностью, из мирян, из активных мирян, не из священников. И эти братства, сестричества сыграли огромную роль в том, чтобы общество было здоровым. И сегодня мы пытаемся, не изобретая велосипед, активизировать ту работу, что была раньше и должна быть сейчас.

Я знаю, что сейчас в Кемеровском епархиальном управлении, в молодежном отделе, в частности, жизнь кипит. Вы живете большой разной многоплановой жизнью: молодежные форумы, поездки на Лужбу, благотворительные подарки и спектакли в детских домах, работа Братства православных следопытов и так далее, и тому подобное. Я правильно понимаю, что вам есть, чем поделиться с вновь образованными на приходах, на местах молодежными организациями? Кстати, вы уже определились, как эти организации называть?

— Традиционно это называется приходские молодежные клубы, но можно это называть не клубами, а как-то иначе, это не принципиально. Можно это назвать молодежными встречами. То есть, человек, который приходит на приход, он нуждается, помимо богослужений, еще и в том, чтобы можно было задать вопросы на интересующую его тему, пообщаться с такими же, как и он, единомышленниками, впитать традицию православной веры уже от ее носителей, воцерковленных людей. Конечно, воспринимать опыт и проще, и легче от сверстников. Хочу сделать акцент: мы ни в коем случае не хотим как-то отгородить молодежь от старшего поколения. Ни в коем случае. Наоборот, приходская жизнь, это – единая жизнь. Там есть люди и пожилого, и среднего возраста, и молодежь, и дети. Все он между собой взаимодействуют и общаются. Но, какое-то время человек нуждается, чтобы пообщаться со сверстниками. И вот такую площадку, такую возможность мы, священнослужители, обязаны предоставить. Любой приход имеет настоятеля, который либо благословляет какую-то деятельность, либо не благословляет. От воли настоятеля зависит, практически, все: лампочку не выкрутишь, не закрутишь без его воли. Так устроена церковная жизнь, что есть единоначалие. Поэтому, для того, чтобы молодому человеку, студенту прийти в храм, и, помимо участия в богослужении, еще где-то пообщаться, должно быть пространство, которое предоставит руководитель прихода.

— Попытаюсь встать на сторону руководителя прихода: настоятель, насколько я понимаю, должен быть не только человеком с кристально-чистой душой, профессионалом своего дела, но он должен быть и строителем, и бизнесменом, и просителем, и психологом… Получается, что один человек созидает десятки профессий, потому что он должен сделать десятки, если не сотни дел. И тут добавляется еще одно. Не многовато?

— Епархиальный молодежный отдел не ставит задачу, чтобы настоятель сам всем занимался. Ни в коем случае. Наша задача, чтобы настоятель разрешил и как-то позаботился о том, чтобы молодежи, элементарно, было, где собраться. Физически. Чтобы выделены были первоначально какие-то средства, минимальнейшие, для того, чтобы люди могли организовать какое-то мероприятие. Чтобы было просто внимание к этой деятельности.

— Представим себе, что настоятель подходит к молодому прихожанину и предлагает заняться организацией этой деятельности. Понятно, что руководителями молодежных организаций не рождаются. Этому надо учиться. В вашем отделе накоплен огромный опыт, вы готовы им делиться со всеми желающими?

— Достаточно зайти на наш сайт и увидеть план нашей деятельности. Там вы увидите, что каждый год у нас проходит несколько обучающих мероприятий областного масштаба. На них человек может почерпнуть опыт, научиться и применить его в реальной жизни. Далеко ходить не надо. Совсем недавно в Новокузнецкой семинарии состоялся традиционный молодежный форум «Сретенские встречи». Люди, которые там побывали, отмечали, что они приехали не зря, что они узнали, научились, переняли много такого, что они, вернувшись домой, будут применять в приходской жизни. Они получили ответы на вопросы: Как организовать клуб молодежных встреч: Как организовать молодежь на благотворительные дела? Как направить ее на волонтерскую деятельность? И так далее. Помимо этого ежегодного мероприятия, есть и другие. Молодежный новогодний лагерь в Лужбе. Там мы не только развлекались, но и делились опытом, как строить молодежную работу на приходах, проводили мастер-классы, смотрели фильм о нашей деятельности. Знакомились друг с другом, обзаводились полезными контактами, чтобы и в дальнейшем продолжать учиться, дружить и работать. А летом у нас будет работать очередная обучающая школа «Молодёжных приходских работников», по окончании которой мы выдаем сертификат. Это делается по благословлению синодального отдела молодёжи. Этот проект носит одно имя во всех епархиях РПЦ «Вера и дело». И с ним можно любому интересующемуся познакомиться.

— Вы пытались анализировать, как обстоят дела? Если все приходы Кемеровской епархии взять за сто процентов, то на сколько процентов у нас уже работает эта система? Система, где молодежь организована, где делаются общие дела, где людям есть, куда вкладывать свои молодые силы, душу и сердце?

— Приходы разноплановые. Все зависит от населённого пункта, где находится приход и обстановки, в которой он развивается. Навскидку, около тридцати процентов приходов такой молодежной работой охвачено. Тут есть несколько уточнений. Если в городе есть несколько рядом стоящих приходов, молодежь может организоваться в какой-то один клуб на каком-то одном приходе. А вот в деревне, где одна-единственная церковь, люди, которые там живут, могут прийти только туда. На таких приходах, пусть и маленьких, необходимо такую работу организовать обязательно. Даже если на первых порах это будет только два-три человека.

— Отец Сергий, каким вы видите будущее молодежного движения в нашей епархии через два-три-четыре года?

— Как Бог даст, так и будет, но это не означает, что мы не должны ничего делать. Мы должны стремиться к тому чтобы не оставлять незамеченными тех молодых людей, которые приходят в церковную ограду. Мы много говорим о миссионерской деятельности, о каких-то грандиозных проектах… А вот люди, которые уже приходят в Храм, на них иногда не то что внимания никто не обращает, но, бывает, и гонят из церкви (девушка в брюках, без головного убора пришла, или парень с длинными волосами, например). То есть, человек пришел, а его или проигнорировали, или выгнали. Надо сохранять то, что у нас уже есть. Элементарно, создать площадку, на которой молодые люди смогут решить свои духовные проблемы, получить ответы на мучающие их вопросы, пообщаться со сверстниками, утвердиться в вере, и тогда уже осознанно присутствовать на богослужении. Приход, это как семья. И, как в семье, там может быть хорошая, добрая атмосфера, или не очень здоровая. Молодежка – это часть семейной жизни прихода. И если она отсутствует, как таковая, то получается, этой семье дети, молодежь не нужны. Это можно назвать болезнью. Я сталкивался с таким, непонятным для меня мнением, что не надо выделять молодежь из общего количества прихожан. Пусть общаются со всеми вместе. Но, как и мы в наших семьях, отпускаем детей на улицу, в гости, пообщаться со сверстниками (понимая, что только взрослые, только дедушки-бабушки для общения маловато и даже ненормально), так и на приходах нужно выделять молодежи их личное пространство для общения. И если такой возможности на приходе нет, если нет возможности поучаствовать в интересных молодежных делах, которые могут принести пользу обществу (это могут быть волонтерские, досуговые, просветительские проекты для молодых), жизнь прихода нельзя назвать полноценной. Есть еще один немаловажный фактор. Все мы знаем, как сложно молодому воцерковленному человеку или девушке найти себе вторую половину. Часто случается так, что у неверующей жены неверующий муж, или наоборот. Семьи создаются без должного духовного, мировоззренческого фундамента. А если мы создаем площадку для общения, мы решаем и эту проблему отчасти. Она не главная, но и не обращать на нее внимания нельзя. Ведь семья – это малая церковь, и если она будет создаваться на территории Храма, то и большой церкви от этого только польза. Поэтому тут все очень логично.

— Последний вопрос, отец Сергий. Что бы вы посоветовали тем молодым людям, которые воцерковлены, у которых достаточно энергии, желаний, мечтаний, но на приходе которых еще нет молодежного клуба? Имеет ли смысл им проявлять активность, подходить к настоятелю, предлагать какие-то варианты организации молодых прихожан для общего дела?

— Проявлять активность в жизнедеятельности прихода должен каждый прихожанин! Каждый! Очень легко обвинить в отсутствии молодежного движения настоятеля, но на самом деле, ответственность несет каждый прихожанин. Потому что приход – это не настоятель, а все вместе. Поэтому, молодые люди, если в вас достаточно энергии и есть идеи, как ее применить, подходите к настоятелю, разговаривайте, предлагайте, пробуйте реализовать какое-то дело, вдруг получится. И тогда вас обязательно поддержат!

Беседовала Ангелика Вольф.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *